: Нейтрино может помочь объяснить преобладание вещества над антивеществом - эксперты
22 октября 2013 года

Эксперименты с нейтрино могут объяснить, почему во Вселенной вещество преобладает над антивеществом, считают эксперты, обсудившие проблемы нейтринной физики после показа фильма "По следам космических призраков", который прошел в рамках проекта "Научный понедельник".

Документальный фильм Майи Данилевской "По следам космических призраков" рассказывает о российских экспериментах по изучению нейтрино. Один из них проводится в подземной части Баксанской нейтринной обсерватории, второй - на Байкальском подводном нейтринном телескопе.

Как рассказал завлабораторией нейтринной астрофизики высоких энергий Института ядерных исследований РАН Григорий Домогацкий, исследование нейтрино начало развиваться в СССР в начале 1960-х годов. "Мы начали все тогда, когда весь мир об этом совершенно не думал и не предполагал этим всерьез заниматься", - сказал ученый.

Нужно отметить, что в фильм попала ложная сенсация, связанная с нейтрино. В 2011 году в совместном эксперименте с физиками ЦЕРНа экспериментаторы итальянской лаборатории Гран Сассо якобы зафиксировали перемещение нейтрино со скоростью, превышающей скорость света. Как выяснилось впоследствии, причиной "открытия" стал технический сбой.

МИР/АНТИМИР

Об одном из направлений исследования нейтрино рассказал завлабораторией Института ядерных исследований РАН Юрий Куденко. Он объяснил, что по предсказаниям Стандартной модели масса нейтрино должна быть равна нулю. Однако эксперименты показали, что у нейтрино все-таки имеется крошечная, но масса.

"Это явление нейтринных осцилляций, наличия массы у нейтрино, выходит за рамки Стандартной модели. Колоссальные усилия экспериментаторов и теоретиков по поиску так называемой новой физики увенчались успехом именно здесь, в нейтринном секторе", - сказал ученый.

Эксперименты с нейтрино могут помочь ученым найти решение фундаментальной проблемы мира и антимира, считает Куденко. Почему, несмотря на то, что античастицы существуют и могут рождаться в ядерных реакциях, во Вселенной наблюдается почти полное преобладание вещества над антивеществом? Пока все попытки ученых ответить на этот вопрос не дают результатов.

"Обнаружение массы у нейтрино приводит нас к возможному объяснению мира над антимиром или вещества над антивеществом. Если окажется, что физические законы для нейтрино и антинейтрино будут хотя бы немножко разными из-за наличия массы, это, возможно, будет указанием на то, что эту асимметрию, может быть, удастся объяснить за счет нейтрино и так называемого механизма лептогенезиса. То есть, возможно, асимметрия этого мира образовалась с участием нейтрино", - сказал он.

ПОЛЬЗА НЕЙТРИНО ДЛЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Сейчас нельзя предсказать, как будут использоваться результаты изучения нейтрино, считают эксперты. Однако некоторые практические результаты у этих исследований все-таки уже есть или их можно ожидать в ближайшем будущем.

С помощью нейтриноскопии земли можно разыскивать, где какие находятся породы, считает завлабораторией галлий-германиевого нейтринного телескопа Баксанской нейтринной обсерватории Владимир Гаврин.

Домогацкий привел в пример практического результата специальную технологию протаивания льда, которая была разработана при строительстве американцами нейтринного детектора в Антарктиде. "И вот вы видите всю историю Земли, историю земной атмосферы. Она - в изучении этих ледовых слоев. По всей глубине видно, какие вулканы на Земле извергались, когда было пыльно, а когда было чисто", - сказал он.

Куденко рассказал, что, поскольку при ядерных реакциях постоянно рождаются нейтрино, нейтринные детекторы могут быть использованы для контроля мощности атомных станций и процессов, которые на них происходят. В частности, с их помощью можно отследить разработку ядерного оружия. По его словам, это направление сейчас активно поддерживает МАГАТЭ.